24/04/2024

Профессор Александр Саинчин про фильм «Лицензия на преступления»

0

22 февраля 2019 года в пресс-центре «Укринформ» состоялась презентация художественно-документального фильма «Лицензия на преступления», созданного по заказу Общественной организации «KAVALYER» и посвященного истории религиозного экстремизма в Российской Федерации, ее этапам, схемам и действующим лицам. В фильме освещена реальная история человека, который покинул Россию и опубликовал «Учебник патриотов РФ».

Участник конференции, доктор юридических наук, профессор Александр Сергеевич Саинчин, в своем выступлении поделился впечатлениями о фильме и предварительно проделанной работе, в которой он также принял участие как эксперт и соавтор фильма.

«Записывали мы сразу, у нас не было никаких дублей. Все, что вы увидите, мы записали сразу. Мы не останавливали, не купировали, я не говорил “это вырежьте”. Я, наоборот, сказал: “Все, что мы записали, я даже смотреть не хочу. Используйте, как хотите”», – вспоминает съемки Александр Сергеевич.

Он выделил два, на его взгляд, очень важных аспекта.

Обращаясь к словам профессора Людмилы Филипович о том, что мы, Украина, в своем правовом поле делаем только первые шаги к осознанию того, что же есть экстремизм, Александр Саинчин отметил: «Мы только пытаемся нормами права этот процесс каким-то образом отрегулировать. В связи с чем? А в связи тем, что вот был принят закон, который мы называем «О разделении церковных конфессий МП и УП», в связи с тем, что активна русская мысль, она поддавливает нашу общественность теми, как они говорят, фактами нарождающегося экстремизма в Украине. Вероятнее всего, наши с вами авторы этого фильма и анонсировали сбор и исследование этих материалов. Я тогда еще не знал, что Олег Викторович проводит определенную работу, о том, что задействована Академия наук в лице академика Онипко. Совершенно ничего не знал. Да я, собственно, и не интересовался».

Что касается ст. 161 и связанных с ней вопросов, профессор пояснил: «До того, как мы в конце прошлого и в этом году начали в обществе подходить к осознанию понятия общественного правового экстремизма, сотрудники Службы безопасности, не понимая, что это, тоже стали к нам обращаться за так называемой правовой экспертизой. Грубо говоря, как это происходит? Кто-то выступает (с трибуны, в Интернет дает интервью), и явно общественность, реагируя на это, говорит о том, что это каким-то образом будоражит нежные чувства украинцев. Подпадает ли это под действие единственной статьи 161 Криминального кодекса “Разжигание межнациональной розни”, или нет, они не знают. Это их категория подследственности, они ведут. И дел этих нет. Вот такая мертвая статья, как в свое время была в УК статья “Крадіжка електромереж”. Так ее никто не понял: как можно украсть ток по проводам? Ну, ее декриминализовали. А вот ст. 161 оставили в кодексе редакции 2001 года, сказали: “Пусть она побудет”. Вот она стала востребована, и экстремизм проявился. А каким образом реализовать ее, каким образом дать оценку, они не знают до настоящего времени. Они стали задействовать ученых. Просто присылают на имя ректора, допустим, академику Онипко могут прислать материал и сказать: “Мы вам присылаем диск, а вы скажите, по вашему мнению, содержится в выступлениях губернатора, представителя политической партии призывы к межнациональной розни, есть ли там признаки экстремизма”. Вот ничего себе! Они не знают практики, а мы должны знать. Поэтому, скорее всего, так наложилась карта, что и Олег Викторович, и наш уважаемый модератор, и академик Онипко, и наши уважаемые филологи, философы, и мы начали проводить исследования, далеко опережая правовые позиции Верховной Рады. Мы это делали еще в позапрошлом и прошлом году».

Профессор Саинчин отметил, что все оказалось не так просто для него как интервьюируемого и как соавтора этого фильма: «Я даже не знал, как я попаду в редакционную сетку здесь. Почему? Два года тому назад Служба безопасности прислала диск и переведенную брошюру: заехала группа салафитов (это одно из экстремистских движений, запрещенных даже у арабов, такого экстремистско-военного толка) в составе 10 человек в Одессу, арендовала офис и стала на базе Одесского мусульманского центра (он очень крупный, находится прямо в центре города) проводить сходки – открытые. Но вся беда в том, что там не чистые мусульмане восточного толка. Там и татары присутствуют, и русские татары, и крымские и т.д. – все те, кто несет мусульманский толк в своем религиозном мировоззрении. И они стали обращаться, говорят: “Что-то не то. Что они нам рассказывают?” Чистые арабы, в белом. Служба безопасности сняла негласно происходящее там. Все в белых балахонах. Точно у Усама Бен Ладена его проповеди. Я, допустим, обратился к имаму одесскому и сказал: “Как Вы смотрите на это?” Он говорит: “Вы знаете, я затрудняюсь, потому что это наши собратья-мусульмане. Но я бы такие толки и эту брошюру у себя в мечети не анонсировал”. Я говорю: “Содержатся?” – опять назад, понимаете? “Ну, я не знаю…”.

А что такое Служба безопасности или любой другой правоохранительный орган? Нужна базовая характеристика для того, чтоб принять решение, начинаем процесс исследования или расследования, или нет. Если нет, ну, тогда пусть себе мирно собираются на свое толковище и решают свои религиозные вопросы, правильно? Если есть призывы, это совершенно другое отношение. И вот такая была первая своеобразная ласточка. Мы понимали, что и мы не специалисты. Мы дали категоричное заключение, основываясь на базе характеристик имамов Украины, что содержатся призывы к межнациональной розни. Было возбуждено дело. Задержаны. Выдворены. Очень знаменитое и единственное дело за весь период существования этой пресловутой статьи 161 “Призывы к межнациональной розни”. Как она сейчас будет, я не знаю, не могу вам сказать. Но я видел эту брошюру, уважаемые коллеги! То есть нам ее дали уже переведенную».

Второе образование Александра Сергеевича – московское. 18 августа 1991 года он поступил на генеральский факультет Московской академии управления закрытыми подразделениями. Вспоминая те времена, он сравнил происходившие тогда события и то, о чем говорится в «Учебнике»: «Я видел, как офицеров действующих резервов (как оказалось, их такое количество!) начинает Служба безопасности, бывшая КГБ, отзывать из союзных республик, в том числе и у нас. И вот, с первого дня нас начали натаскивать по литературе закрытого характера. Так вот, уважаемые коллеги, то, что вы видите на экране… А это, я так понимаю, беглый из России представитель правоохранительных органов. Он пожелал встретиться с Константином не в Москве, не в Украине, а в Польше. Его голос искажен и лицо закрыто – понять, кто говорит, крайне сложно. И он дает характеристику. Он правильно делает – он боится. Это переписанный текст умышленно, как говорит Олег Викторович, с ошибками. Для чего? Для того, чтоб никто не понял, кто же это. И тот текст совершенно не взят из учебников ФСБ Москвы, салафитов восточного толка, представителей мусульманских общин, которые попробовали приехать. Служба безопасности отреагировала мгновенно тогда и сейчас, поверьте, будет реагировать – набирают обороты. То, что я видел в 1991-93 гг. в Москве, и то, что я увидел на столе у нашего уважаемого модератора, – это было одно и то же. Это матрица возможного влияния на умы и чаяния. Поверьте, даже люди, – это я вам гарантирую, – с очень сильной психикой могут поддать свои эмоции навстречу этим уговорам».

Профессор Саинчин также заметил, что академик Мальцев очень хорошо разложил здесь подобные призывы и эту книгу на три составляющие: «Вы увидите в фильме, каким образом три уровня начинают раскачивать сознание человека. Понимаете, если мы говорим, что у нас право сознания… Вы увидите, молодой парень, совершенно молодой парень в Москве что ли, или где-то в другом городе… Где-то в Подмосковье. Бабушка попросила, говорит: “Плохо хожу, в церковь доведи”. Как бы благое дело. Может, на мороженое дала – не знаю. А молодежь все время этих покемонов ловит. Я и не знаю, что такое покемоны. И вот он стоит возле входа в церковь и играет в покемонов. Две прихожанки зашли сзади, посмотрели, тихо написали заяву. И вот в этом фильме вы услышите приговор – 3 года и 6 месяцев лишения свободы. За то, что где-то в Москве были обижены чувства верующих. К нему никто не подошел и не сказал: “Послушай, родной, все-таки ж ты каким-то образом обижаешь чувства верующих. Все-таки храм Божий. Мы сюда приходим молиться, а не покемонов ловить твоих. Будь добр, выйди”. Ну, наверное, так надо было отреагировать. Так бы мы с вами сделали. Если бы это был пьяный хулиган, просто мужчины бы вывели его. Ну, наверно, так. Но мы не пошли бы “стучать” и говорить, что здесь родственник прихожанина ловит в церкви покемонов. Понимаете, 3,5 вкатали».

Завершая свою речь, Александр Сергеевич отметил, что фильм «Лицензия на преступления» очень тяжелый, и выразил благодарность за предоставленную возможность донести свои мысли до аудитории.

В съемках фильма приняли участие эксперты из Италии, Бельгии и Украины, главные роли сыграли Анатолий Пашинин и Стас Домбровский. Режиссером фильма выступил Константин Слободянюк – глава общественного совета ОО «KAVALYER». После конференции фильм «Лицензия на преступления» был опубликован в свободном доступе на YouTube.
Видеозапись прямой трансляции пресс-конференции