25/04/2024

История теории «промывания мозгов»: парадигма гипноза

0

Изначально для деятельности религиозных экстремистов нужна соответствующая идеология. Существует три вещи: организация, клиенты и идеология. Все начинается с идеологии, и в данном случае это – явление «промывания мозгов».

В то время как в рамках современной критики религии с психологической точки зрения высказываются предположения, что обращение в какую-либо веру имеет патологические корни, существует гораздо более давняя идея о том, что некоторые религии настолько отвратительны, что их выбор по собственной воле просто невозможен для человека, не утратившего свои умственные способности. Дело в том, что древние римляне рассматривали христианскую веру как форму безумия, и потому были уверены, что ни один солидный и уважающий себя римлянин не станет обращаться в новую религию по собственному желанию. В конце концов, ранних христиан заподозрили в использовании колдовства и заклинаний для привлечения своих жертв в паутину абсурдных верований, которые разумный человек никогда не принял бы добровольно. В свою очередь, в Средневековье христиане обвиняли еретиков в использовании этих же методов.

Как отмечает Мишель де Серто (1925-1986 гг.), случаи, когда человеку приписывали странные убеждения или поведение, обусловленное одержимостью демонами, были больше распространены на заре современной эпохи, нежели в эпоху Средневековья, именно потому, что угасание веры в свободу волеизъявления впервые стало проявляться в XVI и XVII веках.

Мишель де Серто (1925-1986 гг.)

 

В период конца XVI — начала XVII веков теория демонической одержимости использовалась прежде всего для объяснения отклонений в поведении католических монахинь посредством треугольника: одержимая Дьяволом женщина, сам Дьявол и колдун или знахарь, который подчинял своих жертв посредством магических заклинаний и помощи Дьявола. Часто колдуном называли католического священника и обвиняли его в совращении монахинь с использованием магии.

Когда страх колдовства и уверенность в его эффективности укрепились и возросли, спустя полвека или около того стало принято считать, что знахари или ведьмы были достаточно искусны во власти над своими жертвами и без прямого вмешательства Сатаны. Хотя легко поверить, что такое объяснение морального и идеологического разложения было исключительной прерогативой христианских охотников на ведьм, все же это не так. Даже в XVIII веке были неаполитанские мыслители эпохи Просвещения, которые, критикуя религию, всерьез верили в древние предания о дурном глазе. Отнюдь не считая дурной глаз суеверием и наследием прошлого, не имеющим к науке никакого отношения, они использовали этот термин для объяснения иррациональных, необъяснимых иным способом выбора и поведения людей: несомненно, их причиной служили магические чары.

Однако даже теория колдовства со временем стала светской. По мере формирования и распространения объяснений о причинах выбора и обращения в ту или иную религию с психопатологической точки зрения некоторые ученые стали утверждать, что в редких случаях психопатии люди были наделены особыми силами, которые могли служить причиной сумасшествия их обладателей. Например, Джон Тренчард (1662-1723 гг.) и Томас Гордон (1695-1750 гг.), как сообщалось в 1723 году в самой влиятельной английской газете того времени – «London Journal», объясняли ислам следующим образом: «Дикая, бедная и бесплодная нация, полуголая, не знающая, что такое искусство, неспособная воевать, но наполовину вооруженная и воодушевленная идеями безумного пророка и новой религии, которая свела их всех с ума».  Вскоре, благодаря Францу Антону Месмеру (1734-1815 гг.), влияние безумного пророка с целью обращения своих последователей в это безумие даже против их воли получило научное название «месмеризм» или «гипноз».

Франц Антон Месмер (1734-1815 гг.)

 

Парадигма гипноза, – хотя это явление не было описано как таковое, а слово «гипноз» было принято гораздо позже, – уже существовала, когда ученые в Америке и Европе пытались понять, каким образом на первый взгляд нормальные люди могли обратиться в «странные» новые религии, такие как мормонство, чьей наиболее характерной особенностью была омерзительная практика полигамии. Считалось, что мормоны обращают своих жертв с помощью колдовства.

Например, в XIX веке появляется книга Мэри Уорд, главной тематикой которой является вопрос: как обычный добропорядочный гражданин может обратиться в такую «странную» религию как мормонство? Существует миф, будто мормонский проповедник Джозеф Смит «овладел знанием о магнетическом влиянии за несколько лет до его распространения по всей стране».

Джозеф Смит (1805-1844 гг.) – американский религиозный деятель, основатель и первый президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (1830—1844)

 

Он «получал информацию и узнавал все приемы, пассы и способы манипуляции от немецкого коробейника, который, несмотря на свое достаточно стесненное положение, был человеком с выдающимся интеллектом и обладал широкой эрудированностью. Смит щедро заплатил ему, и немец обещал сохранить это в тайне».

Объяснение «месмеризмом» обращения людей в новые религии в XIX веке постепенно стало обычным делом. Церковь адвентистов седьмого дня и самые фанатичные среди протестантских движений за возрождение были отнесены к числу религий, обвиняемых в подобной практике.

Страх месмеризма, царивший в то время, использовался, чтобы придать бо́льшую убедительность утверждениям, будто последователи появлялись у мормонов с помощью гипноза. В свою очередь, парадигма гипноза была связана со страхом «других», – поскольку месмерист, преподававший эту технику для мормонов был чужим, «немцем», – и отображала отличительный признак «других» в мировоззрении мормонов. Такое обоснование носит циклический характер и будет иметь место позже в контексте других событий. Только месмеризмом можно было объяснить, как, казалось бы, нормальные американцы могли обратиться в верования настолько нестерпимо «другой» группы. Несомненно, можно заключить, что люди были убеждены в использовании гипноза именно потому, что доктрины мормонов были настолько очевидно «другими», что их по определению никто не мог принять добровольно.

Разумеется, определение «инаковости» изменяется в зависимости от исторического периода и событий. К примеру, в то время как именно методисты обвинили мормонов в использовании гипноза, в XVIII веке несколько пациентов (всего 93 за год в больнице Лондона) были помещены в психиатрические лечебницы Англии ввиду психических заболеваний. Им был поставлен простой диагноз – «методизм». Тем не менее, как это ни странно, нет необходимости прибегать к месмеризму для объяснения религиозного фанатизма, пробужденного баптистскими или методистскими проповедниками, или представителями других «приемлемых» религий.

Несмотря на отсутствие каких-либо неопровержимых исторических доказательств, призывы к идее о том, что странствующий немецкий «месмерист» в 1830-х или 1840-х годах преподавал Джозефу Смиту методы подчинения, достаточно часто встречались в антимормонских брошюрах и романах. По словам знатока в области романов и коротких рассказов, описывающих жизнь мормонов, Террила Л. Гивенса, «магнетическая привлекательность, принуждение, удержание в неволе, порабощение и похищение людей – этими словами и образами пронизаны практически все труды, в которых мормоны фигурируют как действующие лица». Однако, следует заметить, что подобные книги были написаны журналистами, а не учеными.

Магнетизер за работой. 1790-е гг.

 

Статья основана на лекциях профессора Массимо Интровинье (Турин, Италия), проведенных в г. Одесса в октябре 2016 года.