19/04/2024

Краткая предыстория антикультового движения

0

Контркультовое движение – явление достаточно давнее в отличие от антикультового. Деятельность представителей контркультового движения понять несложно – главенствующая церковь вовсе не заинтересована в появлении каких-либо других религиозных образований. Но самый главный и самый сложный вопрос состоит в том, почему люди, не имеющие религиозных интересов, не на религиозной почве атакуют конкретные религиозные группы. Пока что оставим в стороне проблему контркультового движения и рассмотрим антикультовое.

Этому есть определенная предыстория. Кончено, и до ХХ века существовали группы, которые критиковали религиозные образования. Если говорить о мормонах, то многих из них преследовали, а некоторых даже убили. Однако, следует сказать, что большинство групп, существовавших со средних веков и до начала XIX века, были христианскими. Мормоны, Свидетели Иеговы, Адвентисты Седьмого Дня – все эти группы рассматривались как странные, непонятные, но при этом христианские, поскольку символика, язык, на котором они все общаются, остались христианскими.

Очень важное событие произошло в 1893 году. Большое празднование 400-летия открытия Америки планировалось провести в Чикаго. Потому самое первое глобальное международное мероприятие прошло именно там. Это была Мировая колумбийская экспозиция. Американцы старались пригласить как можно большее число гостей из других стран мира.

В рамках этого празднования состоялась первая встреча, называемая Парламентом мировых религий. Экспозиция длилась на протяжении нескольких месяцев. Был организован круглый стол, и представители разных религий и новых религиозных движений могли говорить о своих религиях, общаться друг с другом. Это был первый случай в истории, когда на такую встречу были приглашены представители индуизма из Индии и буддисты из Японии. Также конференцию посетил известный буддистский монах Свами Вивенкананда и произнес свою речь. Так, впервые человек с Востока, а именно буддистский монах, представил свою религию на Западе. Представители азиатских религий также ранее не бывали в США, поскольку считали, что на Западе их религия никому не интересна. К их большому удивлению, все оказалось наоборот – они привлекли огромное число новых последователей. Этому способствовал еще и кризис в христианстве – эта религия теряла доверие, и люди искали что-то новое. С начала ХХ века Восток решал вопрос организации и отправления миссий в США.

На рубеже XIX-XX вв. в США полным ходом шло строительство железных дорог. Американцы не хотели выполнять эти крайне опасные виды работ. На работу стали принимать китайцев, потому что они были более подготовлены к тяжелым видам работ и хотели заработать. Таким образом, в 1920-х годах сложилась ситуация, когда дороги были построены, только китайцам уже не находилось места. К тому времени свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, а большинство китайцев было коммунистами, потому, возможно, все эти китайцы были засланными агентами. Вследствие таких подозрений в 1924 году был издан Акт национального исключения, который запрещал дальнейшую миграцию восточного направления – Китая, Японии, Индии, – и всем гражданам этих стран была запрещена миграция в США. Это не было связано с религиозными идеями, в частности, с миссиями. Решение было принято, исходя из социальной и политической обстановки. Одним из последствий принятия Акта стало то, что отныне индусы не могли мигрировать и организовывать миссии на территории США. Потому семинары, встречи проводились в Индии, куда участников приглашали. Эти мероприятия посещало небольшое число людей. Среди таких приглашенных были даже Битлз, которые в начале 1960-х годов побывали в Индии. В 1964 году появилось движение, которое обратило внимание правительства на расистские законы, в частности на закон 1924 года, запрещающий азиатам мигрировать в США. Данный закон был отменен.

Отмена этого закона такеж не была связана с религией. Но для нас важно понимать, что с тех пор миссии из Тайваня, Китая, Индии теперь могли свободно проходить в США. И как результат, в период 1964-1980 гг. США наводнило множество гуру, отправляющих миссии. Так, возник ряд церквей синкретического христианского направления. Например, корейская «Церковь объединения преподобного Муна» была организована и в США.

Информация для сравнения: в 1963 году азиатских религиозных течений в США не было, а к 1980 году их уже насчитывалось более тысячи.

Другое важное событие произошло в 1969 году – знаменитый фестиваль Вудсток, ставший символичным завершением «эры хиппи» и началом «сексуальной революции». Слоган революции – «секс, наркотики и рок-н-ролл». В то время существовали предпосылки к поиску новой духовности. Многие музыканты стали исповедовать индуизм.

Так произошло соединение двух векторов: с одной стороны, массовое заселение США гуру с Востока, с другой стороны, люди, находящиеся в духовных поисках. В 60-х годах в США люди массово ударились в духовный поиск и изменение своей религии на другую. Движение кришнаитов является одним из типичных примеров. Соответственно, выбрав образ жизни индийских монахов, люди стали попрошайничать, их уровень жизни заметно снизился – практически так же, как это происходит в Индии.

Есть два момента, которые необходимо отметить на базе этого примера. Эти люди были очень бедны и вели очень скромный образ жизни. Также является фактом, что большинство людей, ставших кришнаитами, изначально было очень богатым. Потому стоит поразмышлять над этими двумя факторами, чтобы понять суть антикультового движения.

 

Статья основана на лекциях профессора Массимо Интровинье (Турин, Италия), проведенных в г. Одесса в октябре 2016 года.