Кто такие религиозные экстремисты? Контркультовое и антикультовое движения

Вспомним все нюансы, связанные с попаданием информации о «сектах» и «культах» в СМИ. Именно СМИ позволяют манипулировать разницей между понятиями. В конечном итоге все это создает благоприятную почву для религиозных экстремистов, которые говорят: «Криминалисты не в курсе, зато мы знаем». Но кто же эти религиозные экстремисты? Откуда они берутся?

Это очень сложный вопрос. В мире существует несколько тысяч религий. Например, в Италии существует более 600 религиозных движений, а в США – более 1000, и эти религии постоянно конкурируют. Также нужно понимать, что в вопросах религии заинтересовано не 100% общества, и для оставшихся вне религии существует огромный выбор религиозных течений, что порождает большую конкуренцию за паству. Следует отметить, что этот феномен возник не так давно. До середины XIX века так называемой религиозной свободы не было. В стране была одна церковь под защитой государства, а все остальные религии на фоне основной выглядели малозначительно. Примеры таких государств существуют и сегодня – это Саудовская Аравия. Есть и другие государства, где какие-либо религии, кроме ислама, запрещены. Но в таких странах как Италия, США конкуренция более свободна. В некоторых странах церкви вынуждены были измениться, поскольку ранее их защищало государство, а теперь они остались без защиты и вынуждены прибегать к другим мерам.

Главенствующие церкви конкуренцию не любят и всякими способами стараются прекратить существование других религиозных образований. В России Русская Православная Церковь даже пытается лоббировать определенные законы, посредством которых будут ущемлены права других конфессий и поставлены некие рамки дозволенного для других религиозных течений. Чтобы принять закон, позволяющий ограничить действия других религиозных структур, необходимо показать, что эти религиозные структуры опасны. Потому чаще всего говорится, что другие, малые религиозные образования являются преступными и представляют опасность. В России церковь называет сектами образования, деятельность которых она хочет ограничить в дальнейшем.

Так, существует главенствующая церковь и другие религиозные течения, и часто их интересы сталкиваются. Безусловно, главенствующая церковь недовольна существованием других конфессий, потому она обращается к государству с просьбой принять меры и остановить деятельность этих религиозных образований.

Сегодня в большинстве стран Европы протестантство является отделенной от государства религией, потому церковь не может повлиять на законодательство, пытаясь ограничить деятельность тех или иных «культов» и религиозных образований.

Много лет назад профессором Интровинье был написан ряд статей, в которых он предложил ввести термин «контркультовое движение», который описывает действия главенствующей церкви по отношению к другим конфессиям и религиозным течениям. Например, Свидетели Иеговы в России: против них выступает христианская православная церковь, и это противостояние можно назвать контркультовым. Но когда в конце 80-х гг. в России появились Свидетели Иеговы, против них выступала Коммунистическая партия. Причины противостояния были разными. Секулярное (светское) правительственное противостояние можно было бы назвать антикультовым, поскольку антикультовая критика не связана с религиозными факторами, а контркультовая критика связана с религией. Православная церковь ведет контркультовую деятельность, поскольку имеются причины религиозного характера. Антикультовые движения выступают за принятие определенных законов, ограничивающих культы, чья деятельность, по их мнению, неразумна, нелогична, нерациональна и т.д.

И тех, и других можно назвать религиозными экстремистами. Антикультовое движение можно назвать таковым, поскольку оно выступает против религий, а контркультовое – поскольку пытается защитить только одну религию и делает это всеми возможными способами. И, что очень важно отметить, иногда представители этих движений начинают сотрудничество. Например, в Израиле можно наблюдать интересное сотрудничество ортодоксальных евреев с атеистами для достижения общих целей. Харедим – это группа ультраортодоксальных евреев, которая иногда объединяется с атеистами, чтобы общими усилиями решить определенные задачи, хоть они и ненавидят друг друга.

Можно привести один очень яркий пример. В последние годы правления режим Чаушеску был не настолько суровым, потому появлялись церкви. Но в 1989 году, после завершения периода правления Чаушеску, в Румынии появились другие религиозные объединения (Свидетели Иеговы и пр.). Разумеется, Румынская Католическая Церковь их ненавидела, поскольку все они создавали ей конкуренцию. С другой стороны, их ненавидели коммунисты, поскольку они были нерелигиозными. Коммунисты и церковь особо друг друга не жаловали, однако объединились для борьбы со Свидетелями Иеговы.

Главное, что следует понять: если вы окажетесь на чьем-то пути, то вас могут атаковать с обеих сторон одновременно, либо с каждой по отдельности.

Вековая история всякий раз показывает, что, когда кто-то пытается создать новую религиозную группу, это всегда встречает сопротивление со стороны главенствующей церкви. На протяжении нескольких десятилетий наиболее ярко это видно в России, где большинству людей, которые пытались организовать собственные религиозные движения, приходилось уезжать из России в другие страны, например, в США, чтобы беспрепятственно вести там свою деятельность. В частности, это один из методов, посредством которого проводилась популяризация США, потому что США предоставляли укрытие всем, кто подвергался угнетению или дискриминации на религиозной почве.

 

Статья основана на лекциях профессора Массимо Интровинье (Турин, Италия), проведенных в г. Одесса в октябре 2016 года.