20/04/2024

Адвокат Евгения Тарасенко о незаконной деятельности структур антисектантского движения в Украине

0

Как структуры антисектантского движения уходят от юридической ответственности? Как можно управлять сознанием масс при помощи одной страницы в Интернете? Почему организации, находящиеся вне закона, действуют на протяжении десятков лет на территории своего государства и сопредельных государств? Что является проводником и эгидой этих организаций на территории других государств? На эти и другие вопросы ответила адвокат Евгения Васильевна Тарасенко.

 

Продолжим разговор о религиозном экстремизме. Способом реализации данной деятельности, как вы помните, является «депрограммирование» или «консультирование по выходу». Но, как выяснилось, предложенные методы работы консультирования по выходу являются недейственными, нефункциональными и нерабочими, потому что никто не позволит себе потратить 3-4 дня, собраться в одном месте множеству людей (психологу, священнику, сектоведу, другим якобы членам и «жертвам» сект), и человек, с которым будут проводить эту процедуру должен проводить в этом кругу 3-4 дня по 12 часов ежедневно. К тому же это требует не только временны́х трат, но и трат финансовых. Такая процедура абсолютно недейственна. Следовательно, само консультирование по выходу либо остается физическим насилием (просто применяются методы «депрограммирования»), либо оно имеет некие иные, скрытые от нас, формы действия, например, информационные, которые носят подрывной характер, и эти методы работы людям нигде не объясняют.

 

В качестве примера приведем статью А. Дворкина «Что делать, если ваш близкий попал в секту?», опубликованную на сайте Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. Первое, на что обращает внимание Дворкин – это то, что вам просто нужно понять, что близкий вам человек находится в психологической зависимости. То есть вы не разбираетесь, не выясняете, не проводите анализ – вы просто должны согласиться с мнением Дворкина, что ваш близкий человек находится в психологической зависимости, попал в некую «секту», в частности в «тоталитарную», как любит выражаться Дворкин.

Что Дворкин советует в таком случае делать? Вам нужно наладить контакты с людьми, у которых то же «несчастье», с бывшими членами «секты».

Вам нужно поддерживать контакты с ответственными чиновниками, журналистами, сотрудниками правоохранительных органов, юристами, психологами. Вам понадобится не только психолог, но также сектовед и православный священник, потому что нужно вернуть человека к истинной религиозной и мировоззренческой альтернативе, а таковой является только христианская религия и только православная церковь.

Стоит обратить внимание на словесные конструкции Дворкина. Он вводит первое понятие «тоталитарная секта», использует понятия, введенные Стивеном Хассеном – «деструктивный культ» и «деструктивный контроль сознания», то есть вы должны согласиться с тем, что это существует, такой факт имеет место и есть достаточные основания так считать. Мы имеем дело с американской логикой, которая использует презумпцию наличия факта и наличия достаточности оснований. Вам сразу даются некие словесные конструкции, с которыми вы должны согласиться, что это действительно так, такой факт существует, и есть достаточно оснований считать, что это есть, то есть все уже заранее якобы согласились с тем, что это существует. И такое положение дел на постсоветском пространстве начало свое развитие с 1993 года, когда Дворкин начал свою деятельность в России, применяя уже и труды Стивена Хассена, и американскую логику, используемую в трудах Стивена Хассена, для построения своей системы.

Итак, 5 октября 1993 года открывается Информационно-консультационный центр Св. Иринея Лионского. Так он назывался изначально, а в 2003 году он изменяет свое название на «Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского». Очень громкое название. В 2006 году Центр входит в состав Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) и является региональным центром FECRIS (Европейской федерации центров по исследованию и обмену информацией о сектантстве), которая возникла в 1994 году. Своими задачами Центр ставит не проведение «депрограммирования», – и это главное отличие от CAN, как утверждает Дворкин, – а наличие консультативного статуса организации, которая предупреждает об угрозе сектантства, попадания в секту и не занимается реабилитацией жертв сект. Таким образом, вам изначально дается понятие угрозы секты, наличия этой секты и ее жертв. Никто не говорит о том, что эти данные необходимо проверить, необходимо установить, соответствуют ли такие факты действительности.

 

Распространение антисектантской сети на постсоветском пространстве, а именно на территории Украины

 

Как ни странно, первым форпостом апологетического движения и антисектантской деятельности становится Запорожье. В 2001 году при участии Русской православной церкви Московского патриархата в Запорожье возникает Центр помощи жертвам деструктивных культов «Диалог». В Интернете вы можете найти массу информации, куда необходимо обращаться, если ваши близкие попали в секту либо стали жертвами деятельности секты. Указанные центры помощи жертвам деструктивных культов «Диалог» находятся в Запорожье, Мелитополе, Днепропетровске, Донецке, Одессе, Харькове и Николаеве. При этом центры «Диалог» могут называться по-разному: «центр помощи семье и личности», «центр духовной безопасности», «центр религиозной безопасности», «центр помощи жертвам деструктивных сект», но это не имеет никакого значения, поскольку действительно зарегистрированными юридическими лицами являются всего лишь девять, и данные о них внесены в Реестр общественных организаций Украины. Некоторые из них даже являются юридическими лицами.

В 2002 году возникает Всеукраинский центр духовной безопасности и помощи жертвам деструктивных сект «Диалог». В Интернете можно найти страницу на ресурсе subscribe.ru. Данный ресурс занимался распространением информации о сектах и назывался пресс-службой Всеукраинского центра духовной безопасности и помощи жертвам деструктивных сект «Диалог». Данных о регистрации этого общественного объединения либо общественной организации в Государственном реестре Украины нет, следовательно, такой общественной организации не существует, она существует только на странице в сети Интернет.

 

Как осуществляется деятельность данных организаций на территории Украины?

 

В 2002 году в Запорожье проводится международная конференция «Православие и угроза тоталитарных сект в Украине» при поддержке Русской православной церкви Московского патриархата и запорожского Центра помощи жертвам деструктивных сект «Диалог». На этой конференции учреждается Всеукраинский центр религиозной безопасности и помощи жертвам деструктивных сект «Диалог», президентом Центра избирается некто Павел Павлович Бройда. Если вы попытаетесь найти информацию о данном человеке, вы поймете, что человек этот достаточно неоднозначен, радикально анархичен и занимался не столько консультационной просветительской деятельностью, сколько деятельностью некоего «Русского движения». Примерно в 2013-2014 г. Павел Бройда исчезает без вести.

В том же 2002 году в Виннице проводится конференция «Тоталитарные секты – угроза правам человека в Восточной Европе». Само название конференции говорит о том, что данное явление существует, «тоталитарные секты» являются неоспоримым фактом, мало того, они несут угрозу правам человека во всей Восточной Европе. Там же учреждается Восточноевропейский правозащитный центр семьи и личности «Диалог». Как видите, геометрия центров «Диалог» разрастается до размеров всей Восточной Европы. На самом деле никаких данных, никакой страницы, никакого официального сайта Восточноевропейского правозащитного центра семьи и личности «Диалог» не существует. То есть все это – одна страница в Интернете о том, что якобы такая организация, такое юридическое лицо проводит свою деятельность. Но такого юридического лица нет.

В 2007 году при поддержке одесской епархии, Одесской национальной юридической академии, Одесского государственного медицинского университета, Южноукраинского государственного педагогического университета, Всеукраинского центра помощи жертвам деструктивных сект «Диалог» проводится научно-практическая конференция «Тоталитарные секты – угроза личности, семье и государству», на которой выступает Дворкин.

В 2011 году проводится ежегодная конференция FECRIS, на которой решается вопрос возрождения международного центра «Диалог», который своей деятельностью называет светский подход к борьбе с преступлениями в секте. Опять же, вам просто навязывается «факт», что существует секта, деятельность секты всегда является преступной, и всегда от этой деятельности есть жертвы. Абсолютно непроверяемая информация, вернее, информация, которая ничем не доказана. Ее легко проверить, но никто этим не занимается. Вы просто соглашаетесь с неким «фактом», что вот такое ужасное положение дел имеет место быть. Дворкин говорит о том, что сам духовный вопрос – вопрос вероисповеданий – их не беспокоит, они заняты только преступной деятельностью секты и деятельностью секты, которая так или иначе нарушает закон, однако утверждает, что сам прародитель антикультового движения Йоханссон Огарод, говорил о том, что необходимо изучать идеологию секты, потому, изучив идеологию секты, вы полностью поймете врага и сможете далее совершать действия в отношении него. Религиозный экстремизм направлен не только на якобы поиск фактов о преступной деятельности неких организаций, он также направлен на поражение идеологии. Как вы помните, сектой можно назвать все что угодно. Так и делается – называется любая организация «деструктивным культом», «тоталитарной сектой» и дальше применяется методика, частично описанная Дворкиным, что вам необходимо делать.

Итак, Дворкин ссылается на слова Йоханссона Огарода о том, что необходимо изучать идеологию сектантов, и чтобы по-настоящему эффективно противостоять сектантскому движению, необходимо знать идеологию каждой секты, потому что именно все человеконенавистнические и преступные деяния секты коренятся в ее идеологии. В своей работе необходимо грамотно противопоставлять извращенным сектантским идеям принципы христианства. Как вы понимаете, единственно человеколюбивой, единственно имеющей право на существование, единственно истинной является только христианская религия, никакая другая права на жизнь не имеет по логике антисектантского движения, его организаторов и идеологов.

Завершающим этапом формирования сети антисектантского движения на территории Украины является организация в 2012 году Всеукраинского объединения граждан «Всеукраинский апологетический центр во имя святителя Иоанна Златоуста» при синодальном отделе УПЦ Московского патриархата.

Сеть организаций, которые частично легальны, нелегальны, меньшая часть которых легальна существуют на территории Украины. Хочу отметить, что сам Всеукраинский апологетический центр зарегистрирован в надлежащем порядке, является общественной организацией со статусом юридического лица, правда, непонятно, почему со всеукраинским статусом, кто давал такие права данному апологетическому центру. Девять общественных организаций, именующих себя центрами помощи «Диалог», зарегистрированы в качестве общественных организаций, некоторые со статусом юридического лица. Но Центр Иринея Лионского не зарегистрирован ни как коммерческая организация в Российской Федерации, ни как юридическое лицо. РАЦИРС не зарегистрирована ни как коммерческая организация, то есть общественная, ни как юридическое лицо. Мы имеем дело с виртуальными организациями, только со страницами в Интернете, а что скрывается за этими страницами, какие люди, что эти люди делают, какими способами они осуществляют свои действия – это все неизвестно.

Эта структура, которая действует, и видима, проявляя себя, демонстрируя, и невидима, не объясняя свои способы и методы работы. Все это – машина по реализации религиозного экстремизма, машина по навязыванию вам «фактов», с которыми вы должны изначально согласиться, машина, которая выставляет вам достаточность оснований, как они считают, и говорит вам, что вам не нужно ничего проверять, вы должны изначально согласиться с этим, потому что вы все – «овцы заблудшие», и вас необходимо вернуть в лоно истинной церкви. А какая церковь истинна – это не вам решать, и не вам решать, какие права вы имеете.

Смотрите на вещи объективно, старайтесь разбираться, не принимайте все на веру, отличайте вещи, отличайте явления, и все проверяйте, не соглашайтесь слепо с тем, что вам пытаются навязывать.