20/04/2024

Понятия «секта» и «культ» с точки зрения общества и науки

0

Рассмотрим период, когда два значения одного слова сосуществовали и в обществе, и в научных кругах. Проблема заключается в том, что сегодня в одной аудитории университета ссылаются на слово «секта» с точки зрения М. Вебера, подразумевая под этим недавно возникшее новое религиозное течение, одновременно в соседней аудитории в рамках курса криминалистики этим словом называют группу лиц, совершающую какое-то преступление.

Начиная с 80-х гг., не только студенты, но и журналисты задавали академикам такие вопросы как, например, являются ли сектой мормоны. Исходя из логики М. Вебера, можно было бы сказать, что в США мормоны сектой не являются, но таковыми их могли бы назвать в Италии, поскольку мы имеем дело с последователями, которые появились недавно. Тем не менее, если называть мормонов сектой, некоторые могут понять это иначе – будто вы называете их преступниками.

В начале 80-х гг. профессор Интровинье взял на себя инициативу и поставил себе задачу собрать в некую систему все учения и труды, касающиеся этого вопроса и существовавшие на тот момент времени. Потому, опираясь на социологию религии, мы приходим к выводу о необходимости исключения этих категорий и перехода к другим единым категориям понятия «секта». В конце концов британский социолог религии Айлин Баркер вводит такое понятие как «новые религиозные движения». Впоследствии, буквально за несколько лет, на территории США и Великобритании такие слова как «секта» и «культ» вышли из обихода и были заменены термином «новые религиозные движения».

Британский социолог религии, специалист по новым религиозным движениям, профессор-эмерит Лондонской школы экономики Айлин Баркер (1938 г.)

На сегодняшний день профессионалы в области социологии религии не станут использовать слова «секта» и «культ», в отличие от криминалистов. Например, в США один из ученых, председатель самого крупного фонда по изучению религиозных движений ввел дисциплину под названием «новые религиозные движения». Но не существует дисциплины, которая называлась бы «культ».

Понятие новых религиозных движений не самое удовлетворительное, но, тем не менее, оно является наиболее подходящим, поскольку не дает возможности для каких-либо негативных толкований и спекуляций.

Потому сегодня, когда журналисты берут интервью на тему сект или культов, профессор, который является настоящим специалистом, ответит, что в социологии религии таких понятий не существует. Однако это не касается криминалистики – в этом контексте понятия культов и сект по-прежнему используются. И многие журналисты идут по стопам криминалистов. С чем это связано? Позже мы коснемся проблемы религиозных экстремистов, использующих эту разницу значений как инструмент, посредством которого они могут производить атаки на «неугодные» организации или отдельных личностей.