19/04/2024

Джонатан Махони: страх «культов» и «тёмных сил». Как несуществующая угроза приобрела огромные масштабы?

0

В ответ на обращение общественной организации «Кавальер» в рамках борьбы с религиозным экстремизмом газетой «Нераскрытые преступления» был проведен ряд интервью с экспертами в области религиоведения. Одним из гостей проекта стал кандидат философских наук, доцент Государственного исследовательского университета Джонатан Махони (Канзас, США).

Журналист: Доктор Махони, как Вы считаете, являются ли «культы» и «секты» фактической проблемой, или это просто выгодные для кого-то ярлыки?

Джонатан Махони: Думаю, когда частные лица и представители государства используют понятие «культ» по отношению к кому-то, его пытаются превратить в преувеличенную угрозу, чтобы запугать людей. Почти всегда это угроза мнимого «культа», она преувеличена.
Да, существуют исключительные случаи, когда на людей воздействовали принудительно, но это происходит крайне редко. Чаще всего государство защищает своих граждан в таких случаях, привлекая правоохранительные органы. Поэтому, как мне кажется, когда представители государства или организации, подобные FECRIS, говорят о религиозных меньшинствах как о «культах», они занимаются необоснованной спекуляцией с целью навести страх на массы и почти всегда выражают мнение, несовместимое с демократическими понятиями. А как вы помните, свобода самовыражения и свобода вероисповедания являются базовыми в любом государстве. Поэтому пропаганда псевдокультов почти всегда является элементом государственной политики или частной организации с целью усилить страх и ограничить свободу людей.

Журналист: Обратите внимание, что до середины XX века мы не наблюдаем никакой истерики, связанной с «культами» и «сектами», при этом был ряд людей с нестандартным взглядом на жизнь и науку, такие как Кастанеда, Хаббард, Леопольд Сонди, ОШО. Но в 60-70-х, словно из ниоткуда, возникает антикультовое движение. Почему это произошло, по Вашему мнению?

Джонатан Махони: Думаю, существует две причины такого переворота. Почему люди стали воспринимать религиозные учения, разделяя их на законные религиозные практики и так называемые «культы»? Именно в тот период времени произошло несколько очень известных трагических случаев. Пожалуй, самый известный – случай в Джонстауне. Произошел массовый суицид в Латинской Америке. Я не помню точно цифры, но там было около 1000 человек. Неизвестно, совершили ли они самоубийство по своей воле либо это произошло принудительно, но факт остается фактом. Они выпили какой-то напиток, содержащий цианид. Сами понимаете, это было одно из самых скандальных событий за все десятилетие. Особенно активно его о нем говорили средства массовой информации. Так вот, после подобных инцидентов у людей появился определенный образ, что «культы» и «секты» обязательно приводят к таким последствиям.

С другой стороны, есть вторая, более важная причина, на мой взгляд. В 60-х и 70-х в Северной Америке было модно отходить от традиционных религиозных взглядов и находиться в поиске новых религиозных верований. В то время очень много людей занялось буддизмом, индуизмом, трансцендентальной медитацией. Другими словами, такого рода верования стали очень популярными, особенно среди так называемого поколения «хиппи». Понятно, что приверженцы традиционных верований увидели в них угрозу. Как вы понимаете, было практически невозможно этого избежать. Приверженцы традиционных верований стали резко негативно относиться к новым нетрадиционным религиозным меньшинствам.
Именно так появились преувеличенные страхи «культов», «темных сил», которые якобы действуют тайно. Появились целые истории о детях с «промытыми мозгами». Чего только они ни придумывали! Таким образом, несуществующая угроза была увеличена до огромных масштабов.