О ярлыках «секта», «культ» и деятельности FECRIS. Профессор Дональд Бэйкер

В ответ на обращение общественной организации «Кавальер» в рамках борьбы с религиозным экстремизмом газетой «Нераскрытые преступления» был проведен ряд интервью с экспертами в области религиоведения. Одним из гостей проекта стал профессор факультета азиатских учений в Университете Британской Колумбии, бывший руководитель Исследовательского центра корейской культуры Дональд Бэйкер (Ванкувер, Канада).

Журналист: Расскажите немного о своей деятельности. Как долго Вы занимаетесь исследованиями религий в Корее? И почему Вы выбрали именно это направление?

Дональд Бэйкер: Я – историк, занимаюсь историей религии. Я начал исследования традиционных направлений, но последние 10 лет я посвятил исследованию новых религий, в частности, буддизма, а также занимаюсь исследованиями религий, вызывающих большое сопротивление в обществе.
Как историку, мне интересно наблюдать за тем, как так называемая «секта» спустя определенное время превращается в религиозное учение, к которому относятся с уважением. Сами религии не меняются, но меняется отношение к ним.

Журналист: Существует определенная проблематика, которая давно приобрела мировые масштабы. Ни для кого не секрет, что сегодня ярлыки «секта» и «культ» вешают на людей, организации и религии чаще всего без каких-либо на то причин и расследований. Их вешают только на основании слухов. Так что же значат понятия «секта» и «культ»? Можно ли называть эти термины научными?

Дональд Бэйкер: Абсолютно ненаучные термины. Я бы сказал, что это похоже на религиозные предубеждения. Люди используют эти понятия, чтобы клеймить группы, чьи религиозные взгляды не совпадают со взглядами большинства, или группы, противопоставляющие себя традиционным религиям. Мне как историку известно, что, когда появилось христианство, его называли сектой.
Слово «секта» приобретает негативный оттенок, когда люди пытаются сохранить статус-кво традиционных верований.

Журналист: Насколько мне известно, Вы занимаетесь исследованиями буддизма и некоторых новых религий в Корее. Однако, в отличие от буддизма, эти религии также называют «культами» и считают опасными. Что Вам известно об этом? Почему их считают «культами» и в чем их опасность?

Дональд Бэйкер: Такие движения по сей день подвергаются резкой критике, поскольку стараются увеличить число своих членов. Они не используют «промывание мозгов» – такого понятия вообще не существует. Но они живут по-другому, что бросает вызов традиционным верованиям и пугает их последователей. Их называют «культами», но они пытаются разрешить эту проблему, открывая собственные университеты, чтобы завоевать уважение.

Журналист: А кто вешает на них эти ярлыки и на каких основаниях?

Дональд Бэйкер: Есть две группы, которые это делают. Была одна христианская группа, которая противодействовала новым христианским течениям в Корее. Не знаю, действует ли эта группа сейчас, поскольку ее лидер был убит членами организаций, которые он критиковал. Есть и вторая группа, которая критикует новые религиозные движения. Это тоже христиане. Они используют СМИ для своих целей. В Корее существует традиционное христианство, и многими оно очень поддерживается. Их члены называют новые христианские течения «дьявольскими проделками».

Журналист: Почему средства массовой информации так слепо поддерживают религиозный экстремизм? Возможно, они связаны с какой-то организацией, или поддерживаются государством?

Дональд Бэйкер: Государство их не поддерживает. В Южной Корее соблюдается свобода вероисповедания. Сама проблема не имеет отношения к государству. Дело в религиозных верованиях. Они сами противопоставляют себя друг другу. А средства массовой информации в Южной Корее являются независимыми.

Журналист: Известно, что существует европейская общественная организация FECRIS, у которая имеет много филиалов по всему миру и занимается достаточно агрессивной и радикальной борьбой со многими религиями и – довольно часто – с организациями, не имеющими к религии никакого отношения. Как Вы считаете, насколько законна подобная деятельность?

Дональд Бэйкер: Что касается законности, то это зависит от страны, в которой организация осуществляет свою деятельность. А вот принято ли это? Ну, конечно, это не принято, чтобы подобная организация атаковала религиозные верования.

Журналист: На Ваш взгляд, должны ли следовать правовые и уголовные последствия после таких атак?

Дональд Бэйкер: Я считаю, что если религиозные группы безосновательно обвиняются в том, чего они не делают, то они имеют право судиться с людьми, распространяющими лживую информацию о них.

Журналист: По Вашему мнению, чем является FECRIS – борьбой за правду, бизнесом, политикой или новой религией?

Дональд Бэйкер: До недавнего времени не знал о FECRIS ничего. Как мне видится, это частная организация, получающая государственное финансирование и занимающаяся деятельностью, которую государству финансировать не следовало бы. То есть у них есть религиозный мотив – защитить традиционные религии, но то, как они это делают, противоречит фундаментальным религиозным принципам. Исходя из этого, я бы сказал, что она является частной организацией, которая финансируется государством и ведет неприемлемую деятельность, что создает большие проблемы.