26/04/2024

Социолог религии Массимо Интровинье. РПЦ – сектанты или раскольники?

0

В ответ на обращение общественной организации «Кавальер» в рамках борьбы с религиозным экстремизмом газетой «Нераскрытые преступления» был проведен ряд интервью с экспертами в такой многодисциплинарной сфере науки как религиоведение. Одним из гостей проекта стал социолог религии, доктор философии, профессор Массимо Интровинье.

 

Журналист: После того как РПЦ разорвала отношения с Константинополем, о каком статусе РПЦ мы сегодня можем говорить, с точки зрения социологии религий – сектанты или раскольники?

 

Массимо Интровинье: Такое развешивание ярлыков в основном носит политический характер. Но я считаю, что обычно ярлык «секта» используется в отношении малых групп с теологической основой, которая воспринимается большинством как «нечто странное». При политическом разделении можно назвать группу еретиками или раскольниками. Как вы понимаете, насколько человек является еретиком для одного, настолько же он является православным для другого. Вероятно, в России Вселенский патриархат назовут раскольниками или еретиками, а в Греции, Фанаре и Константинополе Русскую православную церковь будут называть раскольниками или еретиками. Чаще всего такие ярлыки не являются научными, и их использование определяется властью, а не наукой.

 

Журналист: Известно, что после решения Константинополя относительно Томоса для УПЦ, представители РПЦ начали официальный диалог с Ватиканом. Каковы, по Вашему мнению, перспективы союза Ватикана и РПЦ?

 

Массимо Интровинье: Интересный вопрос. Папа Франциск – дальновидный человек, и за многовековую историю это первый Папа Римский, который встретился с Патриархом РПЦ. Папа Франциск, безусловно, прав, утверждая, что теологические различия между этими церквями сегодня минимальны. Давние разногласия более или менее разрешены теологами, такие как вопрос о том, снисходит ли Святой Дух от Отца и Сына, или нет. Этот вопрос называют «филиокве». Он не понятен большинству людей, которые сегодня ходят в церковь. Несмотря ни на что, он был в той или иной степени решен теологами. С одной стороны, действительно, эти две церкви и Вселенский патриархат разделяют похожую идеологию. Конечно, существуют различия, но они незначительны и даже не понятны.

Тем не менее, проблема состоит в том, что исторически РПЦ была очень близка к политической власти России. Таким образом, любые длительные или большие проекты, такие как примирение с Папой Римским, конечно, не обойдутся без политической власти, то есть Путина. Очевидно, если РПЦ с максимальной автономией и почестями станет частью большей международной организации, то есть Римско-католической церкви, то политической власти станет куда более сложно контролировать церковь. Не думаю, что какая-либо политическая власть в России, будь то Путин или кто-то другой, будет с одобрением смотреть на объединение РПЦ и Католической церкви. Ввиду особого статуса РПЦ они не сделают ничего грандиозного или значительного без «зеленого света» и поддержки со стороны политической власти.

Отношение Папы Римского, который старается не принимать ничью сторону даже в украинском вопросе или позволить людям считать, что это, скорее, выгодно российской стороне, вполне понятно, ведь даже Патриарх Кирилл пришел к тому, что теологические различия между двумя церквями минимальны. Но, с другой стороны, как мы уже упоминали, говоря о других случаях, даже в этом вопросе речь не столько о теологии, сколько о политической власти. Если Папа Римский уверен, что будет вести дела с Кириллом, то фактически он будет иметь дело и с Кириллом, и с Путиным одновременно.

 

Журналист: Сегодня в академической науке официально существуют такие направления как социология религии, философия религии и даже экономика религии. Как Вы считаете, может ли в ближайшее время возникнуть геополитика религий как официальное академическое направление? Есть ли в этом потребность, и насколько это актуально сегодня?

 

Массимо Интровинье: Я считаю, что это актуально, и это уже произошло, помня вопросы о геополитике и религии, освещенные в “Limas” – ведущем геополитическом журнале Италии. Безусловно, территории, где имеет место насилие на религиозной почве, являются предметом исследования Марка Йоргансмайера, и исследования в этом направлении продолжаются. Я считаю, что такое направление необходимо. Это нужно сейчас и, вероятно, будет необходимо в ретроспективе. В итоге мы обнаружим, что религия играет куда более важную роль, нежели мы полагали ранее.